От государственных ведомств, регулирующих сферу медобслуживания населения, требуют, чтобы расходы на оказание медицинских услуг снижались, а их качество — повышалось. Дистанционные коммуникации и цифровые форматы помогают решить эти две задачи.
Законопроект о телемедицине, разработанный Минздравом, окончательно сформирован и внесен в Госдуму. Уже летом российские врачи получат правовую основу для дистанционного оказания медицинских услуг. Речь идет о применении телемедицины для проведения дистанционных консультаций и консилиумов, дистанционного мониторинга состояния здоровья пациента.
Телемедицина — один из наиболее быстро растущих сегментов здравоохранения в мире (около 20% в год). Количество пациентов, пользующихся телемедицинскими услугами, вырастет до 7 млн к 2018 году, считают эксперты IHS. В Европе уровень проникновения технологии сегодня составляет около 30%, а к 2020 году достигнет 50%. К 2019 году мировой рынок телемедицины увеличится до $44 млрд (прогноз BBC Research). В 2016 году его объем составил примерно $18 млрд, по данным P&S Market Research.
Потенциал российского рынка телемедицинских услуг МТС оценила в 18 млрд рублей в год. Около половины врачей положительно относятся к такому формату оказания помощи, выяснили, проведя исследование, в MAR Consult. 35% опрошенных пока настроены негативно, еще 15% не определились. По ожиданиям «Ростеха», объем рынка, включая оборудование, ПО и собственно телемедицинские услуги, к 2020 году может составить 300 млрд рублей.
Польза на экране
От телемедицины ждут как повышения доступности и качества врачебной помощи, так и снижения издержек. В США, самом развитом рынке телемедицинских консультаций, это направление экономит расходы страховых компаний и работодателей в пять раз. По статистике Американской телемедицинской ассоциации, дистанционные консультации и мониторинг сокращают количество госпитализаций на 19%, а количество обращений за очной консультацией — на 70%. Экономия на транспортировке тяжелобольных благодаря онлайн-консилиумам достигает $500 млн ежегодно.
В 2016 году в США было проведено около 1,25 млн телеконсультаций (оценка Американской телемедицинской ассоциации). В России после принятия закона более 1 млн консультаций могут быть оказаны, по некоторым прогнозам, уже до конца 2018 года. Ожидается, что и масштабы экономии будут сопоставимы.
«Опыт коллег из США свидетельствует о том, что для массового внедрения телемедицины нужно семь-десять лет, быстрее консервативная медицинская отрасль не изменится,— рассказывает Дмитрий Домарев, совладелец ONEDOC. — Сервис телемедицины неоднороден: он состоит из множества подтипов. От них зависит распределение пользователей по регионам. Например, телемедицина повторного приема более характерна для мегаполисов, где пациенты экономят время на дорогу к врачу и предпочитают общаться с ним через смартфон. Телемедицина со «звездными» врачами («второе мнение») более характерна для регионов — удобство общения с московским профессором для пациента из небольшого города в этом случае безальтернативно. Ведение больных диабетом, кардиологических пациентов определяется местом проживания и готовностью использовать новые технологии. Вероятно, и здесь лидерство на короткий срок сохранится за мегаполисами, но очень скоро регионы оценят преимущества и активно включатся в процесс».
Постиндустриальное лечение
Для того чтобы телемедицина заработала, нужно подготовить, помимо нормативной базы, инфраструктуру (обеспечить клиникам подключение к интернету и оборудование), а также самих пациентов к такому формату взаимодействия с врачом. Параллельно с появлением телемедицинских платформ на рынке уже началось включение телемедицины в полисы добровольного страхования и соцпакеты компаний для сотрудников.
«В периметре профессиональных консультаций «врач--врач» телемедицина давно и хорошо зарекомендовала себя в России, — считает Дарья Голосова, первый заместитель генерального директора компании «Ай-ФОРС» (ГК «ФОРС»). --Создано несколько тысяч телемедицинских центров, в которых проводятся сотни, а то и тысячи телеконсультаций в год. Для клиник дистанционное оказание медицинских услуг станет еще одним, совершенно новым источником дохода. Особенно это будет востребовано пациентами с хроническими заболеваниями, которые смогут передавать показания медицинских приборов, подключенных к телемедицинской системе, напрямую лечащему врачу». К примеру, разработанная «Ай-ФОРС» платформа RemsMed позволяет в режиме реального времени наблюдать за состоянием здоровья пациентов благодаря интеграции с системой носимых ими устройств и оперативно реагировать на изменения. Услуги удаленного мониторинга на базе этой платформы уже оказывают Европейский медицинский центр и Первый МГМУ имени Сеченова в Москве, как по профилю терапии, так и по направлениям эндокринологии, кардиологии, лечения астмы и ведения беременности. Успешно был проведен пилотный проект с участием больных сахарным диабетом.
«Сейчас мы находимся на этапе первичного тестирования, где основными направлениями являются консультации «врач — врач», «врач — пациент» и обмен медицинскими данными», — согласен Денис Швецов, директор по развитию сети клиник «Доктор рядом». Эта медицинская компания уже начала оказывать телемедицинские услуги — с 1 января в тестовом режиме, а с 1 апреля на платной основе. Было заключено соглашение с группой «Ренессанс Страхование» о прикреплении к телемедицинскому обслуживанию более 200 тыс. корпоративных клиентов из разных регионов РФ. Это первый подобный контракт в стране. До конца 2017 года планируется увеличить число пользователей услуги в рамках годовых программ до 500 тыс. человек и провести на менее 15 тыс. консультаций.
«Корпоративные пользователи — сегодня основные драйверы: либо напрямую, либо через страховые компании они распространяют среди своих работников альтернативный удобный доступ к консультациям врачей, — поясняет Денис Швецов. — Далее произойдет сегментирование услуги «врач — пациент» — от эконом до премиум-уровня. Появятся нишевые провайдеры, например, в таких направлениях, как консультации выезжающих за границу или телеконсультации на железнодорожном или авиатранспорте, где есть своя специфика».
«Реальный потенциал технологий скрыт в системах мониторинга здоровья, — считает Алексей Минин, директор Института прикладного анализа данных Deloitte. — Используя только датчики носимых устройств, можно многое рассказать о состоянии здоровья человека, а если вести полноценную статистику по максимально возможному числу параметров, речь пойдет о персонализированной медицине и персональном подходе. Уже есть все необходимые технологии для развития телемедицины. Это направление может создать новый рынок услуг в России». После принятия закона на него выйдут немедицинские игроки. «Яндекс», к примеру, уже запустил сервис «Яндекс.Здоровье», позволяющий получить консультацию врача в интернете или в мобильном приложении.
Потенциально этот рынок может стать новым полем деятельности и для ИТ-стартапов, хотя здесь пока сложно выстроить эффективную бизнес-модель. Очевидны трудности с привлечением в такие проекты медицинского персонала и с продвижением услуг, где в силу специфики доступны не все привычные маркетинговые инструменты. Для запуска проекта телеконсультаций «врач — пациент» с нуля необходимы инвестиции в разработку технологии (около 20-30 млн рублей), в создание инфраструктуры (врачи, методология, обучение, контроль качества, техническая поддержка и проч.) и в поддержание операционной деятельности — в целом не менее 50 млн рублей, по оценке Дениса Швецова.
Средний «чек» телемединских консультаций будет ниже, чем приема пациентов в клинике, а финансовая нагрузка на новые проекты будет выше. Нужно обеспечивать как мотивацию врачей и управление качеством услуг, так и постоянный приток клиентов. На этом фоне успешнее будут развиваться клиники со сложившейся инфраструктурой и компетенциями, выбравшие «гибридный» формат, то есть включившие телеконсультации в перечень своих медуслуг. Им проще контролировать качество дистанционной помощи и предлагать оптимальную цену, полагает Денис Швецов.
«На первом месте среди пользователей телемедицинских услуг — хронические больные, которые находятся под наблюдением врача, и пациенты, которые хотят получить второе или третье мнение врача по уже поставленному диагнозу,— отмечает Дарья Голосова. — Также существенный объем запросов формируют пациенты, которым необходимо заключение врача по имеющимся документам и результатам анализов. Отдельно можно выделить группу пациентов, проходящих реабилитационный период после тяжелых заболеваний».
Мария ПОПОВА, Светлана РАГИМОВА («Информационные технологии», № 95 от 31.05.2017)
Вся пресса за 11 июля 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Обязательное медицинское страхование, Добровольное медицинское страхование, Умное страхование, телематика, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 января 2025 г.
|
|
Московский комсомолец, 22 января 2025 г.
Право руля!
|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 22 января 2025 г.
ВС: за выбор клиникой завышенных тарифов ОМС штрафы не предусмотрены
|
21 января 2025 г.
|
|
За рулем, 21 января 2025 г.
Эксперты автоотрасли усомнились в целесообразности повышения выплат по ОСАГО
|
|
donnews.ru, Ростов-на-Дону, 21 января 2025 г.
Компенсация ущерба от БПЛА: какие выплаты положены жителям Ростовской области
|
|
Коммерсантъ, 21 января 2025 г.
Страховщикам упрощают путь в управляющие
|
|
Финмаркет, 21 января 2025 г.
Generali и французская BPCE договорились об объединении инвестиционных операций
|
|
Башинформ, Уфа, 21 января 2025 г.
В Уфе подешевеют полисы ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 января 2025 г.
Страховая компания «Евразия» выплатит более $4 млн за ущерб от пожаров в Калифорнии
|
|
Office life, Минск, 21 января 2025 г.
Минфин утвердил новые требования к профпригодности руководства страховых компаний
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 21 января 2025 г.
В Госдуме предложили увеличить лимиты выплат по ОСАГО после ДТП почти на треть
|
|
ОренбургМедиа, 21 января 2025 г.
Ущерб на миллион. В Оренбурге будут судить банду автоподставщиков
|
|
Верстов.Инфо, Магнитогорск, 21 января 2025 г.
В Магнитогорске один из самых высоких в России страховых коэффициентов по ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 января 2025 г.
Стоимость страхования слияний и поглощений в Европе снова снижается
|
|
РБК.Уфа, 21 января 2025 г.
В Уфе снизится стоимость полисов ОСАГО
|
|
Новосибирские новости, 21 января 2025 г.
Новосибирцы инсценировали ДТП с Porsche Cayenne ради страховки
|
|
Frank Media, 21 января 2025 г.
Российские топ-менеджеры активно страховали свою ответственность в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 21 января 2025 г.
WDF запускает застрахованные углеродные кредиты с высокой степенью надежности
|
 Остальные материалы за 21 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|